Булгары и мир!

БУЛГАРЫ И МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ *

Благодаря некоторым историкам-фантастам у читателя сложилось представление о булгарах как о народе-домоседе, тихо и неприметно жившем в глухом лесном районе при слиянии могучих рек – Волги и Камы. Но это мнение – глубокое заблуждение, не имеющее никакого отношения к настоящей истории.
В действительности, государство булгар тысячелетиями охватывало огромную территорию от Дуная до Енисея, а размах булгарских расселений, походов, экспедиций и торговых поездок был еще более широк: от Парижа и Рима до Хуанхэ и Америки и от Исландии и Северного Ледовитого океана до Египта и Индии. 06 этом свидетельствуют древнейшие булгарские хроники, сохранившиеся в летописном своде «Джагфар тарихы» (1680 г.) бахши Имана, а также итальянские, французские, немецкие, китайские, испанские, скандинавские, греческие, месопотамские, индийские, среднеазиатские, египетские, персидские, арабские и другие источники. 06 этом говорит также одно из прозвищ легендарного предка булгар – Хишдек (Иштяк), означающее «часто меняющий место обитания, много путешествующий».
Наиболее полно о древних булгарах, их обычаях и мифах рассказал в своей книге «Хон китабы» великий булгарский поэт Мохаммед-Гали (выдержки из его труда дошли до нас в летописи Гази-Бабы Худжи), поэтому в этой статье мы будем опираться на его данные.
Согласно Кул Гали, уже 35 тысяч лет назад огузо-тюркские и сакланские (североиранские) предки булгар заселяли Волго-Урал, который называли Ара (Арья) или Ура (от этого названия произошли слова Туран, Урал, арья, иран-ирон, боевые кличи ура, уран и др.). Себя же они называли жителями Ура – арья (арийцы). Крайний север Ура предки булгар называли тун кыры ''мерзлая степь'' (отсю-да — «тундра»), северные лесостепные области – чулман, лесные области — урман, южную лесостепь – сэбэр (отсюда – название Сибири и булгарского рода сэбэр), степные области – кыр, южные, пустынные – кубэ, кум.
Вначале, в Ледниковую эпоху, арийцы жили в пещерах Ураль-ских гор (как показали исследования казанского ученого Фирдаус-ханум Салиховой) и сражались с «потомками злых духов» – убырами
_____________________________-
* Редакция сочла необходимым поместить в настоящем издании в качестве Приложения статью Ф. Г.-Х. Нурутдинова «Булгары и мировая цивилизация», так как она написана (в 1979 г.) на основе материалов утраченной в начале 80-х годов части текста публикуемого свода, содержавшей отрывки из книги «Хон китабы» Мохаммед-Гали.
325
(человекообразными обезьянами). Когда ледник стал отступать, люди заселили и равнины Волго-Урала. Но благодарная память о гостеприимных Уральских горах, которые с самого начала называли Арал (Урал), навсегда сохранилась в сердцах булгар и переросла в поклонение горам.
Память о Ледниковом периоде булгары сохранили и в мифе о добром духе (диу, див) – алпе (алыпе) Мардукане-Карге (карга по-булгарски означает и «грач», и «ворон»). Однажды, рассказывается в этой легенде, злые духи – йореги (джинны) во главе с владыкой Подземного мира Албастыем (Тама или Тиме-Тарханом) решили погубить людей и воздвигли высокую стену, закрывшую Солнце. На Земле воцарились мрак и холод, она стала леденеть, а все живое на ней гибнуть. Тогда добрый алп Мардукан-Карга вместе со своими сыновьями Саком и Соком стал разбивать «стену джиннов», но через некоторое время лучи близкого Солнца стали обжигать его. Тогда он послал своих сыновей домой за медом, который мог защитить их от ожога. Но Сак и Сок испугались опасности и спрятались в ночи. Сорок дней ждал их Карга, а затем, в одиночку, разбил стену. Он вспыхнул от жара Солнца, но свет и тепло вернулись на Землю и оживили ее. Жена Карги Чак-Чак прокляла детей за измену отцу, и Всевышний навсегда оставил их в мире мрака. Сак и Сок раскаялись и хотят попросить прощения у матери, летящей вместе с Солнцем, но не могут перейти границу тьмы и догнать ее. А душа алпа Мардукана, по воле Творца, с той поры живет в одном из грачей (воронов), каждый год прилетающих весной в Волго-Урал...
Более 15 тысяч лет назад сложился союз семи арийских (огузо-тюркских и сакланских) племен, который назвали идель «семь (иде) племен (эль)». Главным занятием арийцев-идельцев вначале была охота на мамонтов (аслан), шерстистых носорогов (аждаха), большерогих оленей (ямал), китов и тюленей (байгул), моржей (су-аждаха), зубров (атбуга), пещерных медведей (абада, иногда – убыр). Поэтому предки булгар глубоко уважали опытного ночного охотника – волка. Вначале идельцы называли волка маг (мак, мэк, мог), но после приручения собаки стали называть волка магол «маг-царь (ол~ал)», а собаку – эмэк или оймэк «домашний (э~ой) волк (мэк)». Постепенно волк стал считаться добрым дивом – алпом, предком и охранителем (тотемом) идельцев. Алп Волк был духом Луны, охоты, дарителем славы, удачи, победы (барын) и власти (трун), почему идельцы дали ему немало имен: Магал, Булг «Черный, Темный» (так как Волк был ночным охотником), Барын (то есть дарующий барын), Син (Чин, Тин), Синби, Синдиу, Айчин (Афшин) «Лунный Чин», Хон (Хин), Кур (Гур), Бури (Буре), Айбури «Лунный Бури», Мамиль (Мамли) «Кормилец»...
326
Позднее, когда булгарское общество познакомилось с южными районами, где господствовали «охотники» из семейства кошачьих, булгары придали алпу Волку способность превращаться и в льва (барса, леопарда) и стали называть своего доброго духа Барысом (Барсом). Любопытно, что при этом живого льва северяне-булгары называли вначале улуг мак «большой волк», и только значительно позднее дали льву название арслан (первоначально это слово у булгар означало «чудовище, дракон»).
Своим огненнооким взглядом алп Бури мог сжечь или превратить в камень, испугать или умертвить воров и прелюбодеев.
Помимо прочего, алп Волк охранял булгар. Булгарская легенда, рассказанная Гали, гласит, что однажды убыры полностью истребили идельский род богатырей – эльбиров, бывших главными защитниками всех прочих более слабых идельских родов. Единственного уцелевшего эльбира – младенца, сына вождя идельцев – победители-людоеды решили съесть и бросили его в газан (котел). Но алп Бури не допустил гибели мальчика. Он придал сил смертельно раненной матери ребенка, и она последним своим движением столкнула котел с сыном в реку. Река по воле духа речной воды Су-Анасы отнесла котел к большому и непроходимому болоту. Здесь Су-Анасы обернулась лебедем (гусем) и позвала на помощь своего мужа – алпа Бури. Волк не смог сам пробраться к котлу с ребенком, поэтому загнал в болото оленя (лося) и велел ему достать младенца. Олень принес мальчика, и одна волчица по воле Бури выкормила принца, которого стали называть и Газан, и Магулы «Сын Мага-Волка», и Бурджан «Волчья Душа», и Чингиз (Тингиз, Магис) «Подобный Волку»...
Газан стал могучим богатырем и возобновил идельский род эльбиров, который стали также называть и бурджан, и наубури («невры») «новые волки». Так как из этого рода выходили цари булгар, надевавшие особые царские шапки дуло, то его называли и дуло (вначале шапка дуло – полусферической формы и с меховой опушкой – была жреческой, но после того, как она стала булгарским царским венцом, жрецы стали носить высокую и конусовидную шапку тудуло «высокое дуло»)...
Благодаря алпу Волку булгары первыми на земле овладели мастерством обжига глины и выплавки металлов. 06 этом так рассказывает булгарский миф. Когда булгарский богатырь Боян-Аудан с друзьями убил в глубокой пещере злого дива Тама (Тиме)-Тархана, ударив палицей (ташбаш) по самому слабому месту железнотушего йорега – глиняным коленям, то огромное тело этого йорега завалило выход из Подземного мира. Тогда алп Бури своим огненным взглядом обжег и расплавил тушу злого дива. Этим Волк
327
научил булгар обжигать глину и выплавлять металлы. В память об этом булгары стали называть бронзу (и вообще все металлы) айбар~абар~ибер (от «Айбури»), медь – бакыр (от «Бу-Кара» — «Господин Волк»), а железо – тимер (от «Тиме»). Печь по обжигу кирпичей и посуды из глины булгары назвали курпэс «волчья (кур) печь (пэс)». А от названия этой печи произошло уже слово «кирпич».
В знак почитания и принадлежности к роду алпа Волка идельцы давали своим детям имя Чингиз (Тингиз), делали его изображения – Могун, носили «волчьи шапки» — бурек и изображали волчью голову на своем знамени, почему этот стяг называли булгар (балкар) «черная или волчья (булг-балк) голова (ар)». Когда иделыды в своем продвижении от Урала на запад достигли большой реки, то и ей дали название Булга, которое стали осмысливать позднее только как «Черная, Темная». От Булга произошло современное название этой реки – Волга (как от арийского булг – русское «волк»).
Всю же Волго-Камскую речную систему булгары вначале называли Ра (Ранга, Раха) или Ас-Туркан. Булгары помнили об этом имени до XIII века. Так, в XII веке нижневолжский булгарский город получил название Ас-Туркан (позднее имя этого города было переосмыслено в «Ас-Тархан» и приняло форму «Астрахань»). А в 1203 году сам Гали упомянул в своей поэме «Кысса-и Юсуф» старинное булгарское имя Раиль, означающее «Волго-Камская Земля» и «Волгокамец». В древнейшее же время Ра означало «Первозданный Океан Вселенной» и «Дух Первозданного Океана Вселенной».
После собаки иделыды приручили и других животных и стали отменными скотоводами и ремесленниками. Часть разорявшихся в трудные годы скотоводов переходила к занятию земледелием и жизни в селениях и городах, но цвет иделыдев оставался верен полукочевому животноводству. Скотоводческие кочевки по Волго-Уралу протекали только летом, а к зиме весь народ вновь собирался вместе в родо-племенных центрах – городках.
15 тысяч лет назад арийцы-идельцы подчинили своей власти всю территорию Ара-Ура (ее стали называть также Великим или Старым Тураном) и образовали на его территории первое на земле государство Идель (другие фонетические формы этого названия – Атиль, Итиль, Тель, Тил, Дил и др.) во главе с царем из рода Аудана-Газана по имени Джам (Шам, Сам).
После превращения слова «идель» в название государства самоназванием (этнонимом) идельцев стало имя их знамени – булгар, которое объяснялось как «черноголовые или волчьи люди» (другие фонетические варианты самоназвания «булгар» – бул, бал, болгар,
328
балкар, малкар, локыр, буляр, боляр, биляр, бухар, бегер, бояр, биер и др.). Как видим, Идель был с самого начала державой булгар, позднее, в VII в. н. э., получившей и второе название господствующего народа – Булгар, поэтому мы вправе считать Идель началом булгарской государственности и именовать Идельскую державу также и Древнебулгарским царством.
Царство Идель иногда называли именами правивших в нем булгарских династий – Ман (Мун, Мэн, Май), Хишдек (Иштяк), Куман (Кубан), Сармат (Чирмыш), но территория государства неизменно именовалась Идель. Только в I в. н. э. булгарская династия Алан предприняла попытку переименовать Идель в «Алан». За время властвования этой династии (I – середина II в. н. э.) название Идель успело стать именем Волго-Камской речной системы. С той поры к названию каждой реки добавлялось общее название этой системы. Каму – от истока до устья Белой – стали называть Чулман (в значении «Северная») Идель, Булгу «Черную» – Кара «Западная, Черная» Идель, Белую и Каму – от устья Белой до Волги (а иногда и Волгу – от устья Камы до Булгарского моря) – Аг «Восточная, Светлая, Серебряная» Идель (до этого булгары называли Агидель Кама – также «Светлая»), Вятку – Ботка «Ледяная» Идель (от булгарского Ботка произошло русское название реки Вятка, а еще одно булгарское название Вятки – Нукрат – более позднее и применялось с IX–X веков), Суру – Сура Идель, Оку – Ака Идель (от булгарского ака «полноводная река с быстрым течением» происходит русское название реки Ока), Черемшан – Була Идель.
Название же «булгар» навсегда закрепилось за потомками «семиродцев», причем этот этноним стали объяснять уже проще: «черные или волчьи люди». Частично по этой причине булгар долгое время называли еще и «черными булгарами» (до конца X века) и «волчьими людьми» («бургары»). Даже в XII веке главный корпус булгарского войска назывался курсыбай «волчий», а черниговско-киевский князь и поэт Владимир Святославич в своей поэме «Слово о полку Игореве» (XII в.) сравнивал булгарских воинов с волками:
Сами скачут в поле,
Как серые волки,
Завоевывая для себя честь,
А для князя – славу.
Но культ Волка-Синдиу, как бы он ни был внешне заметен, являлся только небольшой частью богатой булгарской культуры. Важное место в этой культуре играли мифы, героями которых были духи (дивы). Добрых дивов булгары называли алпами, а злых –
329
йорегами (позднее – и джиннами). Наиболее любимыми алпами булгар были дух солнца Ут (его называли также Ур, Май, Бир, Мар, Нар, Утен, и он выступал в виде коня и петуха), женский дух Первозданного Океана Вселенной Ра, дух любви Туран (она была дочерью Ра, и ее называли также Ана «Праматерь» или Ана Корсак «Чрево Праматери», и она выступала в обличье змеи и журавля), дух речной воды Су-Анасы (она выступала в виде лебедя, гуся, утки), дух молнии, грозы и дождя, сын алпа Ута Кубар (его называли также Бабай и Биняче), дух света Мардукан (Нардуган) «Рожденный (дукан, туган) Солнцем (Мар, Нар)», он был сыном алпа Ура и Туран, а выступал в обличье дракона со змеиным хвостом – Атряча или Бараджа, фантастической птицы Сенмурв – Симбир и грача (ворона) Карги, почему его звали также Бирулы, Атряч, Барадж, Симбир и Карга, дух женской красоты, семейного счастья и очага Чак-Чак или Дэвет (вместе со своим мужем – Мардуканом она иногда занималась пастушеством, почему ее называли Сабан «Пастух»; ее знаком была свастика – сарман или сурбан, почему она называлась также Сарман или Сурбан), дух урожая, приплода и благодати Самар (Чумар) или Гюльджимеш «Цветок (гюль) Плод (джимеш)», который был родным братом Мардукана (Самар и Мардукан были родными братьями-близнецами, но Самар мог принимать вид также и юноши с косами – символами колосьев и мужской силы, дракона Ельбегена, быка и других домашних копытных животных, почему и назывался также Тюрк или Улькер «Великий Бык», Алабуга «Пятнистый Бык»), дух растений, жена Самара Ашна или Гюльджихан «Цветочный (гюль) Венок (джихан)», дух богатырства, сын Самара и Ашны, первый вождь и законодатель эльбиров Боян, называвшийся также и Аудан, Огуз, Таргиз, Энкей «Бычок», дух-рыба Аби или Байгул (она была дочерью алпа Бури и Су-Анасы и, по капризу матери, родилась неспособной к любви, но Туран, по просьбе Аби, дала ей часть своего чувственного змеиного тела, и она смогла полюбить Бояна и родить сына – богатыря Иджика или Хишдека).
Кроме добрых дивов – алпов в булгарской мифологии присутствовали злые дивы – йореги или джинны: царь Подземного мира Тама (Тиме)-Тархан (отсюда – заклинание против злых духов – тиме «не трогай»), дух засухи, всяческих бедствий и смерти Шурале (выступал иногда в виде огромного высохшего дерева с медными листьями и страшной пастью – дуплом, почему его звали также Кувыш «Дуплопастный»), дух блуда и разврата Аждаха,..
И «добрым», и «суровым» духом был дух песни Джир Каган (буквально – «Царь Песни»), который обладал необычайно сильным голосо


На главную



Hosted by uCoz